?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у karhu53 в Памяти кочегара 1-ой статьи крейсера «Варяг» Федора Егоровича Михайлова
Оригинал взят у tiina в Памяти кочегара 1-ой статьи крейсера «Варяг» Федора Егоровича Михайлова
В 1898 году на судостроительной верфи в Филадельфии готовился к спуску на воду крейсер «Варяг», крейсер экипажу которого было суждено написать золотую страницу истории Русского флота.

Для своего времени «Варяг» был кораблем высочайшего класса. Это был самый современный четырех-трубный бронепалубный крейсер I ранга. И не смотря на свое «американское происхождение» всё его вооружение было изготовлено в России : орудия — на Обуховском заводе, торпедные аппараты — на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм орудий. Кроме них, на корабле было двенадцать 75-мм орудий и восемь 47-мм скорострельных пушек, две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов, и мог развивать весьма приличную скорость около 23-ех узлов.








"Варяг" в Филадельфии 1900 год

Именно тогда в 1898 году, вместе с будущей командой на еще недостроенный «Варяг», попадает 23-летний матрос-кочегар Федор Егорович Михайлов. Вместе с остальными Федор Егорович изучает строение и механизмы «Варяга», ему на нем служить по «нормам службы» Царской России 10 лет, гуляет по иностранному городу и исправно со всеми членами команды жертвует деньги на постройку близ верфи православной церкви Андрея Первозванного. Прошло более ста лет, а церковь так и стоит, и в церковном музее до сих пор хранится список всех членов экипажа крейсера, кто жертвовал на строительство храма.


Православная церковь Андрея Первозванного в Филадельфии

В 1900 году «Варяг» спущен на воду и уже в мае 1901 года прибывает в Кронштадт, где, через две недели, лично Государь Император Николай II поднялся на палубу и осмотрел судно. Спустя год крейсер прибывает на постоянное место службы незамерзающую базу в Желтом Море — Порт-Артур, до этого зайдя в порты Данцига, Килья и Шербура, побывав в Персидском заливе, посетив Кувейт, Сингапур, Гон-Конг и Нагасаки. В 1903 году «Варяг» совершает регулярные переходы между Чемульпо, Сеулом и Порт-Артуром, на корабле проходят учения, занятия по тактике и регулярный ремонт механизмов.

В 1904 году Россия вступила в войну с Японией и с первых же месяцев терпела досадные неудачи, как на суше так и на море. Один из лучших русских флотоводцев Вице-адмирал Макаров погиб, а русская тихоокеанская эскадра была заблокирована в Порт-Артуре.

Рано утром 27 января 1904 года по старому стилю капитан «Варяга» 1-ого ранга Всеволод Федорович Руднев получил ультиматум от Адмирала Сотокити Уриу. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителя, то есть японцам, в противном случае все два русских корабля будут уничтожены.

Командиры нескольких иностранных судов находившиеся неподалеку – отправили Японии протест – нельзя вести боя на нейтральном рейде. Японцы выпускать русских из бухты в море, где два быстроходных судна «Варяг» и «Кореец» имели возможность для маневра и отражения атаки, не собирались.

Сдаться и спустить Андреевский флаг означало – позор и забвение, предательство всех идеалов – Веры, Государя и Отчества. Все начали готовиться к своему последнему бою. Надежды не было, «Варягу» и «Корейцу» предстояло сразиться против четырнадцати японских кораблей. По русской традиции все матросы и офицеры переоделись в чистое, многие из них написали прощальные письма.

В 10 часов 45 минут всю команду крейсера «Варяг» построили на палубе, к ним обратился с речью капитан 1-ого ранга Всеволод Федорович Руднев :

«– Братцы, я получил от японского адмирала предложение уйти с рейда до полудня иначе он атакует нас всей эскадрой. Численность вражеской эскадры неизвестна, но нам и не надо знать. Мы пойдем в бой, в бой за честь русского флага. Исполняйте ваши обязанности спокойно, без торопливости… Осеним себя крестным знаменем и с твердой верой в милосердие божие пойдем смело в бой. За Веру, Царя и Отечество!»

Один из офицеров вспоминал, что такого громового «-Ура!» которым весь экипаж ответил командиру, второй раз в жизни ему услышишь не доводилось. Слышал эту речь и Федор Егорович Михайлов ему было уже 28 лет и он был кочегаром 1-ой статьи. После речи капитана, корабельный священник Отец Михаил, взяв в руки икону Александра Невского обошел все орудийные расчеты благословляя команду на бой.

В 11 часов 20 минут крейсер снялся с рейда и двинулся на встречу к японской эскадре. В знак уважения и восхищения перед отвагой и мужеством русских моряков французы итальянцы, англичане выстроили команды своих кораблей на палубах, отдавая честь уходившим на верную смерть русским морякам.

«-Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» Позже записал в своем дневнике французский офицер.

В этот момент оркестр «Варяга» исполняли гимн Европейских держав в ответ на итальянском крейсере «Эльба» оркестр исполнял русский гимн – «Боже, Царя храни!».

Когда русские корабли появились на горизонте, японцы подали сигнал предлагая сдаться, но русский корабль не отвечал на сигналы. Несколько минут японцы ждали ответа и просто не могли поверить, что русские идут с ними в бой – это было безумием! Впервые в истории два корабля атаковали целую эскадру!

Бой был не только неравным, но и чрезвычайно жестоким, японцы использовали преимущественно фугасные снаряды стремясь уничтожить все живое на палубах русских кораблей. Осколки решетили людей. В теле одного из русских матросов позже врачи обнаружили 120 осколков.

Крейсер довольно скоро получил и несколько «роковых» пробоин ниже ватерлинии. Всего по итогам боя их насчитают пять. Один из снарядов пробил левый борт в районе кочегарки, где на своем посту находился Федор Егорович Михайлов. Вода стала затапливать кочегарку, ее попадание в раскаленные топки – сердце корабля, могли привести к взрыву. Федору Егоровичу вместе с другими членами команды, пришлось задраивать угольную яму, находясь в ледяной воде, закрывать пробоину в борту. Благодаря этому подвигу простых матросов кочегаров корабль еще какое-то время оставался на плаву.

Вот, как описаны эти события в бортовом журнале крейсера «Варяг» : «…снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в огромное отверстие хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода все время выкачивалась, уровень стал понижаться но тем не менее крейсер продолжал крениться на левый борт.»

Бой длился 50 минут, но эти минуты для многих показались целой вечностью. Русские матросы и офицеры проявляли себя геройски, многие будучи ранеными продолжали исполнять свои обязанности отказываясь покидать палубу. «Варяг» выпустил за время боя 425 152-мм снарядов, 470 — 75-мм снарядов , 210 — 47-мм снарядов, то есть значительно больше, чем все японские корабли, вместе взятые. Получил более 11-ти попаданий, 1/6 часть корабля полностью выгорела. Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли 1 офицер и 22 нижних чина, после боя в течение нескольких дней скончались ещё 10 человек, ранено было 68 моряков. Канонерская лодка «Кореец» потерь в экипаже не имела, а повреждения ограничились одной осколочной пробоиной.

С такими повреждениями продолжать бой возможности не было и «Варяг» с «Корейцем» были вынуждены вернуться на нейтральный рейд. Японская эскадра не стала преследовать русских. Вступление в еще один бой из-за превосходства японцев было бессмысленным. Но даже тогда, капитан 1-ого ранга Всеволод Федорович Руднев отказался сдавать корабли японцам. На нейтральном рейде к русским героям стали прибывать шлюпки с иностранных кораблей, которые эвакуировали сначала раненых, а затем и остальных моряков на английский, французский и итальянский крейсера. Командир американской канонерской лодки, тоже стоящей на нейтральном рейде, отказался принимать русских моряков. Эвакуировав экипажи «Кореец» был подорван моряками, но не спустил Андреевского флага, а на «Варяге» были открыты кингстоны, флага он тоже не спустил.


Подрыв канонерской лодки "Кореец"

На родине прибывших моряков встречали с почестями, как настоящих героев. Все участники были приглашены на торжественный обед в Императорский дворец, где по этому случаю приготовили специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок вручили именные часы, а 5 июня 1904 года по указу Государя-Императора Николая II была учреждена памятная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»». Федор Егорович Михайлов тоже был удостоен всех почестей и этой высокой награды. Также за тот бой он получил Знак отличия «Георгиевский крест 4 степени» за номером 97875.


Награды Федора Егоровича Михайлова (изображения взяты с форума коллекционеров)

После русско-японской войны герой-моряк поселился на нашей земле, селе Лыжино, сейчас его уже и на карте нет. Теперь это райцентр Любино Омской области. Умер в 1954 году.



Одна из немногих фотографий Федора Егоровича Михайлова дошедшая до наших дней

После смерти все награды Федора Егоровича Михайловича были переданы в музей одной из школ райцентра, где были бездарно использованы, а затем и вовсе утеряны. В 2005 году в Любино Федору Егоровичу была установлена мемориальная плита. В 2014 году редкие награды героя нашлись, они были выставлены на одном из сайтов антиквариата, их владелец частный коллекционер из Екатеринбурга, пожелал остаться неизвестным…
источник
спасибо

Profile

mexa_nik
mexa_nik

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow